20.07.2018

И это — Маяковский

7 [19] июля исполнится 125 лет В. Маяковскому
Литературное творчество поэта известно всем. Но он был очень разносторонней личностью. 
И библиотекари имеют возможность поговорить с читателями о других гранях его таланта.
Стихи и поэмы Владимира Маяковского — далеко не весь его вклад в русское искусство. Он создавал 
агитационные плакаты и абстрактные полотна, выпускал журнал и снимался в кино, писал сценарии и 
играл на сцене. Вспоминаем разножанровые творческие работы Маяковского.

Художник


Живописью Владимир Маяковский начал интересоваться, когда ему было 7 лет. С ним бесплатно 
занимался единственный на тот момент художник в Кутаиси Сергей Краснуха.
«Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще
          фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способность художника. Учит даром».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»
Когда семья переехала в Петербург, Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы
 он писал портреты, рисовал шаржи и карикатуры, использовал масло и пастель, тушь и акварель, уголь и 
карандаш.
В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний 
лубок». 
В технике народного лубка художники создавали открытки и плакаты на военно-патриотические сюжеты. Они 
рисовали  яркие лаконичные картинки, делали пояснительные надписи. В художественное объединение, кроме 
Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков под псевдонимом Иван Горскин. 

Владимир Маяковский «художничал» не только на работе. Он рисовал портреты любимых женщин и 
знакомых «по творческой тусовке» — Ильи Репина, Корнея Чуковского, — писал живописные полотна и
 делал иллюстрации к своим произведениям.

Рекламист


В 1919–1921 годах Владимир Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА». Российское телеграфное
 агентство выпускало агитационные рукописные плакаты — иногда их называют первой социальной 
рекламой в СССР.

Первый плакат «Окон РОСТА» рисовали от руки, потом делали копии при помощи трафарета. Художники 
работали в технике лубка и раешника: простые картинки раскрашивали в два-три цвета, а потом дополняли
 короткими емкими стихами.
С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой 
рекламой. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский 
делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». Например, Чаеуправление заказало ему 
набор из 15 вкладышей со стихами и рисунками — их вкладывали в пачки чая и какао. Граждане молодого 
Союза редко выбирали между товаром «от Маяковского» и каким-либо другим из-за монополии государственных
 предприятий. Однако реклама внушала советским людям: наше — лучшее.
«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет.
    Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. <…> Конечно, реклама не исчерпывается
 объявлениями. Объявления — простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой.
<…>

В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!»

Владимир Маяковский
Также Владимир Маяковский писал рекламные слоганы для советских журналов — «Огонька», «Смены», 
«Московского пролетария», — Манежа, учебных заведений и даже музеев.
Купцы обдирали год от году,
потом картинки вешали в зале.
Клич коммунистов:
— Искусство народу! —
Свои богатства обратно взяли.
Владимир Маяковский, рекламный слоган для Третьяковской галереи

Редактор


В 1923–1925 годах Владимир Маяковский был редактором журнала «ЛЕФ». Его издавало творческое 
объединение «Левый фронт искусств». В редакционную коллегию входили Осип Брик, искусствовед
 Борис Арватов, поэты Николай Асеев, Сергей Третьяков и Борис Кушнер, литературный критик Николай 
Чужак.

В «ЛЕФе» печатали современную прозу и стихи — Маяковского и Асеева, Крученых и Каменского, 
Пастернака и Хлебникова. В журнале были опубликованы некоторые произведения Исаака Бабеля, 
которые позже вошли в сборники «Конармия» и «Одесские рассказы». На страницах «ЛЕФа» появлялись
 современные фотоработы и новаторские архитектурные проекты. В разделе «Факты» редакция 
рассказывала о событиях в области искусства — как правило, левого.

За три года вышло всего семь номеров «ЛЕФа». В 1925 году журнал, который не приносил дохода, 
закрыли. В 1927 году появился «Новый ЛЕФ». Его редактором Владимир Маяковский был до 1928 года — 
до того, как покинул творческое объединение.
«Восстанавливаю (была проба «сократить») «Леф», уже «Новый». Основная позиция: против
 выдумки, эстетизации и психоложества искусством — за агит, за квалифицированную публицистику
 и хронику».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»

Актер, режиссер, сценарист


В начале ХХ века Маяковский увлекался кинематографом. Он снимался в кино, писал сценарии к фильмам и 
ставил картины. Актерский дебют поэта состоялся в 1914 году, когда он сыграл в картине «Драма в кабаре 
футуристов №13» — сегодня она считается утраченной. В 1918 году Маяковский снялся в фильме «Барышня и 
хулиган». Картина была такой популярной, что ее несколько раз возвращали в прокат. Современники Маяковского 
вспоминали, что сам он называл «Барышню» сентиментальной ерундой, однако успеху фильма очень радовался.

В том же году режиссер Никандр Туркин снял фильм по сценарию Маяковского — «Не для денег родившийся». 
Поэт сыграл главную роль. В том же качестве — сценариста и актера — Владимир Маяковский появился и в 
другом фильме Туркина. В фантазийной немой ленте «Закованная фильмой» его возлюбленной стала Лиля Брик.

К 10-летию Октября поэт написал сценарий к эксцентричной комедии «Октябрюхов и Декабрюхов». Режиссеры 
Алексей Смирнов и Александра Искандер включили в фильм документальные кадры с Николаем II, фрагменты
 польских и германских видеозаписей и мультипликацию в стиле «Окон РОСТА».

Драматург


«Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть 
театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы», — писал 
Владимир Маяковский. К десятилетию Октября он написал свою первую пьесу — социально-бытовую 
«Мистерию-буфф». Поставил спектакль Всеволод Мейерхольд, оформлением занимался Казимир Малевич.
 Премьера прошла в Театре музыкальной драмы осенью 1918 года. Маяковский сыграл несколько ролей: 
«Человека просто», Мафусаила и одного из чертей. Пьесу ставили и в других театрах.
«Пробиваясь сквозь все волокиты, ненависти, канцелярщины и тупости — ставлю второй вариант
 мистерии. Идет в I РСФСР — в режиссуре Мейерхольда с художниками Лавинским, Храковским,
 Киселевым и в цирке на немецком языке для III конгресса Коминтерна. Ставит Грановский с
 Альтманом и Равделем. Прошло около ста раз».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»
В 1929 году Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в театре 
Мейерхольда, поэт был вторым режиссером. Сцену оформляли художники Евгений Вахтангов и Александр Дейнека, музыку к спектаклю «Клоп» написал Дмитрий Шостакович.
Говорят, из-за границы
домой попав,
после долгих во́льтов,
Маяковский дома
поймал «Клопа»
и отнёс
в театр Мейерхольда.
Владимир Маяковский
Обе пьесы и критики, и зрители обсуждали очень горячо. В них видели и остроту, и «антисоветский душок».
 «Баню» в 1930-х годах поставили всего три раза. После этого пьеса была запрещена, и в следующий раз ее сыграли лишь в 1953 году.

Автор: Диана Тесленко

Источник:  https://www.culture.ru/materials/175334/i-eto-mayakovskii