14.05.2019

Четыре важнейших места, которые должны быть в каждой современной библиотеке

В своей статье Петра Парасчив, библиотечный адвокат и постоянный автор онлайн-ресурса для библиотекарей Princh Blog рассматривает особенности современного подхода к организации библиотечного пространства для удовлетворения разнообразных потребностей молодых читателей.
Сегодня открываются большие возможности для новых видов библиотечных сервисов. Библиотеки в современных условиях ценятся за комфортные пространства и возможности, предоставляемые ими для развития местного сообщества — например, поддержка образовательных проектов, доступ к новым технологиям, помощь местным предпринимателям и многие другие. Молодые люди сейчас хотят, чтобы библиотека стала местом, где они могут учиться, встречаться с друзьями и посещать интересные мероприятия. Поэтому в современной библиотеке должны быть четыре важнейших места, привлекающие самых разных посетителей и удовлетворяющие их запросам.

1. Место социального взаимодействия и обмена знаниями
Опубликованный в 2016 году доклад исследовательского центра Пью показал, что миллениалы — самые частые посетители библиотек и книгомобилей, и возраст более половины опрошенных (53%) — от 18 до 35 лет. Миллениалы, представляющие поколение молодых, получают и распространяют знания преимущественно в процессе общения. Они обожают совместную работу над проектами и поэтому в библиотеку чаще всего приходят с группой сверстников или родителей, чтобы поговорить, перебивая друг друга, и поиграть. Поэтому современная библиотека должна создать такие пространства, где посетители могут работать с информацией — получить её, подумать над ней, обсудить, а затем обменяться новыми идеями, которые могут привести к созданию новых проектов.
Например, библиотека DOKK1 в датском городе Орхусе — прекрасное место для всех поколений. Она предлагает пространства для обучения, для работы с компьютерами, в ней есть специально отведённые места для общения молодых читателей, а также пространство для встреч местного сообщества. Все читатели имеют равный доступ к библиотечным ресурсам, обучающим программам, тренингам, корпоративным мероприятиям, встречам, клубной работе, есть специальные проекты для подростков и детей. Ролф Хапел, работник этой библиотеки, считает, что «причины популярности библиотеки среди разных категорий читателей — не одни и те же: удобные места для семей и детей, прекрасные пространства и условия для обучения и объединения людей в группы, широчайший спектр различных программ для читателей всех возрастов. Это всё и создаёт новый имидж библиотеки, привлекающий сюда людей».
2. Тихое место для созерцания и уединения
На протяжении столетий библиотека представлялась священным местом для получения знаний. Созерцание было краеугольным камнем библиотечного сервиса, и предполагалось, что надо как можно лучше сосредоточиться, чтобы больше уместить в голове. Но сейчас, когда доступ к информации стал настолько лёгким, библиотека больше не является единственным местом для получения знаний. Но читатели всё равно требовательно относятся к библиотеке и считают необходимым, чтобы в ней было тихое пространство как для взрослых, так и для детей и молодёжи, где можно почитать бумажные или электронные книги и отвлечься от бесконечных забот, которых так много в современном мире.
Сейчас ведётся множество дискуссий насчёт того, стоит ли сохранять спокойные уголки в библиотеке. Но в современной библиотеке такие уголки всё же должны быть, даже при наличии мест встречи, где молодые люди получают знания в процессе общения. Если создать и те, и другие, то в читальных залах не будет жалоб на шум, мешающий работать.
Например, в одном из филиалов публичной библиотеки в Сакраменто несколько лет назад перестроили здание, предназначенное специально для молодёжи. Просто добавили стеклянные боксы, отделив тихое пространство для работы с книгами от шумных мест встречи молодых людей.
3. Создание пространства для инноваций
Современные молодые читатели ожидают, что библиотека создаст больше пространства для них самих, а не для книг. Они хотят не только получать информацию и использовать современные технологии, но ещё и делиться своим опытом с другими. Библиотеки стремятся идти читателям навстречу и организуют подобные пространства, что является явной тенденцией последнего времени.
Как пишет в своей книге «Пространства дел» исследователь Саманта Рослунд, подобные пространства являются местами сбора людей, особенно молодых, для обмена знаниями, для обсуждения идей, а также для работы над совместными проектами. В «пространствах дел» могут стоять обычные книжные тележки, на которых вместо книг лежат материалы для изготовления различных поделок, может быть создан уголок ЛЕГО, а также полностью оборудованная лаборатория с 3D-принтером, лазерными и обычными ручными инструментами. Например, библиотека в датском городе Гулдборгсунд недавно открыла производственную лабораторию, главная цель которой — дать возможность людям развивать потенциал изобретателей с помощью свободного доступа к цифровым технологиям. Данная лаборатория стала важным объектом для местного сообщества и доступна абсолютно всем. Как считает датский библиотекарь Ян Холмквист, проект оказался невероятно успешным в плане повышения посещаемости библиотеки и привлечения новых читателей.
4. Нейтральное и доверительное место для публичного пользования
Согласно исследованию Национального архива США, сейчас библиотеки стали привлекательным местом для людей разного возраста из разных социальных групп — особенно если сравнивать их с другими учреждениями культуры. Таким образом, библиотеке есть что предложить всем категориям населения. Она может стать спокойным местом для вдумчивой работы профессионалов, игровой площадкой для семейных людей, а также пунктом получения информации для людей с ограниченными возможностями. Однако все читатели совершенно убеждены: библиотека — это безопасное и нейтральное место. Люди чувствуют себя здесь защищёнными, здесь они могут спокойно провести несколько часов — и их никто не побеспокоит. Чтобы убедить читателей в этом, некоторые библиотеки пытаются сделать подобный постулат своим лозунгом — например, публичная библиотека Лоуренс в США подготовила плакаты и разместила посты в социальных сетях, посвящённые созданию имиджа библиотеки именно как безопасного места, затем пригласила читателей высказать своё мнение по данному вопросу.
Таким образом, современные библиотекари пытаются удовлетворить различные запросы читателей, одновременно информируя их о различных сервисах, которые здесь можно получить.