07.08.2023

РУССКИЙ ФАУСТ

11 августа 2023 года исполнится 220 лет со дня рождения русского поэта и писателя Владимира Фёдоровича Одоевского.

Владимир Фёдорович Одоевский - один из лучших отечественных сказочников ХIХ столетия. Родился 11 августа (по старому стилю 30 июля) 1803 года в Москве (по другим данным - в 1804 году) в семье Фёдора Сергеевича Одоевского -  военнослужащего, который в дальнейшем стал главой Государственного ассигнационного банка. Необходимо отметить, что Одоевские вели свою родословную от легендарного Рюрика. Фёдор Сергеевич происходил от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых. По свидетельству современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению. Екатерина Алексеевна Филиппова, мать писателя, рано потеряла мужа - в 1807 году. Владимира стал воспитывать опекун, двоюродный дядя по отцовской линии, генерал Дмитрий Андреевич Закревский.

Среди культурных  деятелей пушкинской эпохи, да и всего русского девятнадцатого века, князю Владимиру Одоевскому принадлежит одно из самых почётных мест. Нравственная репутация  его была неоспорима, как и культурные заслуги: он оставил свой след в истории русской прозы, критики, литературной и музыкальной, философии, педагогики, законодательства, библиотечного дела и даже кулинарного искусства. И интерес к его личности и творчеству сохранился до наших дней.

Жизнь и творчество Одоевского можно разделить на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Его учеба в Московском университетском благородном пансионе (1816-1822) относится к первому периоду его жизни. С Москвой связана и его дружба с двоюродным братом - будущим декабристом Александром Ивановичем Одоевским (1802-1839). Как он признавался в «Дневнике студента» (1820), Александр был эпохой в его жизни. Печататься Владимир начинает в годы учёбы. Первые его публицистические произведения, в том числе «Разговор о том, как опасно быть тщеславным», были опубликованы в «Вестнике Европы» в 1822 году. В данной работе Одоевский высказывал мысль о том, что «религия должна сопровождать человека на всём пути его жизни». В 1822-1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» - о московских нравах понравилось А. С. Грибоедову, и через редакцию «Вестник Европы» они познакомились и довольно близко сошлись. В 1823 году вместе со своими университетскими друзьями юный литератор создает общество «Любомудрия» - так они перевели на русский язык слово «философия». Целью любомудров было изучение античных и немецких философов и создание оригинальной отечественной философии, на базе которой должна была возникнуть новая русская литература. Собрания кружка были завершены в 1825 году после восстания декабристов.

В 1823 году Одоевский поступает на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. Он также пробует свои силы на литературном поприще, пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который остался незавершенным.

В 1826 году Владимир Фёдорович переезжает в Санкт-Петербург и женится на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского. Поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел и становится одним из авторов либерального цензурного устава и первых законов об авторском праве. К петербургскому периоду относится участие Одоевского в кружке В. Г. Белинского, а также подготовка трёхтомного собрания сочинений, вышедшего в 1844 году. Он сотрудничает в пушкинском «Современнике» и «Вестнике Европы» (учредитель и главный редактор Михаил Матвеевич Стасюлевич). На это время приходится расцвет его литературного творчества. Главное место среди сочинений Одоевского занимает роман «Русские ночи», который был завершен в 40-х годах и издан в сборнике эссе и рассказов с одноименным названием. Наиболее примечательны рассказы «Последнее самоубийство» и «Город без имени», где описываются фантастические последствия, к которым приводит реализация закона английского священника и учёного Томаса Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии.

В 1846 году Одоевский был назначен помощником директора Императорской Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В библиотеке Владимир Фёдорович развернул бурную деятельность. При нём было отменено ограничение на число выдаваемых читателю книг, введены «требовательные карточки», на которых в случае невыдачи книги библиотекари должны были помечать причины отказа.

В 1861 году писатель возвращается в Москву, куда переезжает и Румянцевский музей. Надо отметить, что Владимир Фёдорович придавал большое значение просвещению народа и долгое время состоял редактором «Сельского обозрения» и специально для народного чтения написал ряд статей и книг.

Из сочинений Одоевского чаще всего публиковалась сказка «Городок в Табакерке». В. Г. Белинский больше всего ценил «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Он писал: «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». (В. Г. Белинский. «О детских книгах. Подарок на Новый год. Две сказки Гофмана. Детская сказка дедушки Иринея» 1840 г.»). Писатель часто работал под таким псевдонимом. Необходимо отметить, что музыка была любимейшим искусством Одоевского и всегда находилась в центре его идейных помыслов. Уже в период обучения в Московском университетском благородном пансионе он проявил себя как талантливый музыкант, композитор, пианист. Владимир Одоевский был одним из основоположников музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Одним из первых в русской художественной литературе он обратился в русской художественной литературе к темам музыкального творчества и образам музыкантов. В его литературной деятельности появились несколько романтических повестей с «музыкальным» сюжетом. Новелла «Последний квартет Бетховена» опубликована в альманахе «Северные цветы на 1831 год», через несколько лет в журнале «Московский наблюдатель» появилась следующая - «Себастьян Бах». Владимир Федорович пишет и издает «Музыкальную грамоту или Основания музыки для немузыкантов» (1868), письма Глинки («Русский архив», 1869, т. 2). В своей речи на открытии Московской Консерватории 1 сентября 1866 года Одоевский призывал молодых музыкантов изучать народную музыку.

За три года до смерти на статью И. С. Тургенева «Довольно!», где Иван Сергеевич пишет о старости и прощается со своим прошлым, утверждая, что «…сама суть жизни мелко-неинтересна и нищенски плоска», Владимир Фёдорович отвечает жизнеутверждающей статьей «Недовольно!», проникнутой верой в нравственное развитие человечества. «То, что я думал, чувствовал, любил, выстрадал вчера, за 20, за 40 лет, - не состарилось, не прошло бесследно, не умерло, но лишь преобразилось, старая мысль, старое чувство отзывается в новых чувствах, мое новое слово, как сквозь призму, ложится разноцветный оттенок бывшего…». Эти две статьи стали своеобразным диспутом двух писателей.

Владимир Фёдорович Одоевский ушел из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 года (27 февраля 1869 года по старому стилю). Похоронили писателя на Донском кладбище в Москве. Его вдова передала его книжный архив в Императорскую Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге.

Псевдонимы писателя: Дедушка Ириней, Ириней Модестович Гомозейко, Московский обыватель, Господин Пуф, Любитель церковного пения, В. Безгласный. Прозвище – «Русский Фауст» (увлекался оккультными учениями).

Источник

Читать:  Ненаписанная история князя Одоевского

Литература в Центральной городской библиотеке:

  • Одоевский, В.Ф. Городок в табакерке/ В.Ф. Одоевский.- Москва: Детская литература, 2021.- 189 с.
  • Одоевский, В.Ф. Сочинения в двух томах/ В.Ф. Одоевский.- Москва: Художественная литература, 1981.
  • Одоевский, В. Ф. Повести и рассказы/ В.Ф. Одоевский.- Москва: Художественная литература, 1988.- 382 с.- (Классики и современники. Русская классическая литература).
О нём:
  • Турьян, М. А. Странная моя судьба: [О жизни Владимира Фёдоровича Одоевского]/ М.А. Турьян.- Москва: Книга, 1991.- 398 с.
Электронные ресурсы: