14.10.2024

Как снова начать читать книги

Коллеги написали краткое руководство по формированию (или возобновлению) читательской привычки. 

Чтение книг – привычка, которая может показаться устаревшей в эпоху рилсов, ёмких текстов и быстроменяющихся картинок…Оно и понятно. Привычка читать книги, в отличие от просмотра ленты и коротких роликов, не обещает немедленной награды в виде мощнейших выбросов дофамина.

Однако именно в книгах лежит уникальная ценность: они развивают в нас критическое мышление, позволяют лучше понять себя и других, прожить тысячи жизней, посетить множество мест и времен, которые мы бы никогда не смогли увидеть в реальной жизни. Читать далее в источнике

Личный опыт Оли Третьяковой 

  1. Книги необязательно дочитывать. Да, как и многие, я воспитана с убеждением: начала – закончи дело. Но это именно то, что мешает читать. Дочитывать незашедшую книгу просто потому, что это классика, всем нравится, надо развивать свой вкус – ерунда. То есть если это и есть ваша цель – вопросов нет. Но если хочется, чтобы чтение приносило радость, бросайте. Возможно, придет момент, и вы вернетесь к этой книге. А может, и нет. Но для себя я решила, что жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на чтение того, что не приносит радости, не увлекает и не вдохновляет.
  2. Не надо искать для чтения особый момент, обстановку или время. Поначалу меня это часто подводило: я понимала, что не смогу выделить сразу несколько часов на роман. Но книги тем и хороши, что их можно читать в любой свободный момент и столько, сколько есть времени.
  3. Формат и носитель неважны. Лично знаю людей, которые не могут читать с экрана. Сама я не могу всюду носить огромные тома и предпочитаю онлайн-версии. И знаете что? Это тоже чтение.
  4. Важно найти, с кем обсудить. Обсуждение порой даже интересней самого чтения. Ведь это и есть цель книг – разбудить воображение, активизировать критическое мышление. Если вы делитесь впечатлениями, спорите, даже если ругаете книжку – это здорово. В этом весь смысл – сделать книгу частью собственного опыта, прийти к какой-то важной мысли, которая раньше не приходила в голову.
  5. Книгам порой стоит давать второй шанс. Прежде чем я сотру из библиотеки скучную книгу, я попробую еще раз. Конечно, это не относится к откровенному трэшу, но его сразу видно. Я о тех книгах, что просто по какой-то причине не зашли. Может, был не тот момент.
  6. Держать книгу перед глазами. Если любите бумажные, это легче. Но я переместила на первый экран смартфона приложение для чтения. Так что теперь захожу в него намного чаще.
  7. Создать список того, что хочется прочитать. Я добавляю в него все, что зацепило мое внимание. Так проще найти что-то, когда выдалась свободная минутка.
  8. Подписаться на обзоры книг. Невозможно перекопать всё. Но есть суперлюди и суперсообщества, которые хотя бы пытаются это сделать. В телеграмме это «500 слов», которые ведет писательница Евгения Матыкова (канал вышел в финал премии «Блог-пост»-2021) и канал «Книжный лис»блог Анастасии Завозовой (нашего колумниста) – он давно не обновлялся, но рецензий там много.
  9. Прочитать книгу, по которой снят фильм. Обычно люди делают наоборот – сначала читают, а потом возмущаются, что кино не повторяет текст до буквы. Но так даже интересней, особенно если фильм понравился. Ведь в книге много подробностей, которые невозможно включить в фильм.
  10. Не делить литературу на высокую и низкую. Я порой слышу от людей: «я читаю только детективчики/любовные романы, но это же не литература». Мне кажется, высокой или низкой литературу делает наше отношение. И если моя самая любимая, самая вдохновляющая книга окажется не из одобренной критиками классики, а из «детективчиков», я не стану этого стыдиться.