Смутное время — сложнейший и важнейший период русской истории; именно тогда были заложены многие основы того, что мы называем "русской жизнью" и "российским менталитетом".
Начиная с 2005 года драматические события начала ноября (конца октября по старому стилю) 1612 года, завершившиеся тем, что народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского изгнало из Кремля захвативших его чужестранцев и в конечном итоге восстановило монархию во главе с новой династией Романовых (избранной, между прочим, на "съезде народных депутатов" того времени — Земском соборе), отмечается в России как День народного единства — главный государственный гражданский праздник.
Смутное время (1598 - 1618) — и в самом деле сложнейший и важнейший период русской истории; именно тогда были заложены многие основы того, что мы называем "русской жизнью" и "российским менталитетом". Неудивительно, что яркие герои (и не менее яркие антигерои) Смутного времени всегда привлекали внимание русских писателей и драматургов — начиная с XVIII века и до наших дней.
Пример того, как это выходит у современных сочинителей, доступен по ссылке, в здесь мы решили напомнить несколько классических произведений. Среди их героев — Борис Годунов, Григорий Отрепьев, Шуйские, лжедмитрии, Марина Мнишек, Иван Сусанин и — главные герои Народного ополчения, победившего оккупацию — Минин и Пожарский.
1. А.С.Пушкин "Борис Годунов" (1605)
«Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» — историческая драма Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское. «Борис Годунов» был написан под влиянием чтения «Истории государства Российского», и посвящён периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. Действующие лица - Борис Годунов, Григорий Отрепьев, князь Шуйский, Петр Басманов, Марина Мнишек.
Марина
- Димитрий ты и быть иным не можешь;
- Другого мне любить нельзя.
Самозванец
- Нет! полно:
- Я не хочу делиться с мертвецом
- Любовницей, ему принадлежащей.
- Нет, полно мне притворствовать! скажу
- Всю истину; так знай же: твой Димитрий
- Давно погиб, зарыт — и не воскреснет;
- А хочешь ли ты знать, кто я таков?
- Изволь, скажу: я бедный черноризец;
- Монашеской неволею скучая,
- Под клобуком, свой замысел отважный
- Обдумал я, готовил миру чудо —
- И наконец из келии бежал
- К украинцам, в их буйные курени,
- Владеть конем и саблей научился;
- Явился к вам; Димитрием назвался
- И поляков безмозглых обманул.
- Что скажешь ты, надменная Марина?
- Довольна ль ты признанием моим?
- Что ж ты молчишь?
- (1825 год)
2. Александр Островский "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1605-1606)
Островский приступил к работе над «Дмитрием Самозванцем…» в начале февраля 1866 года. Как свидетельствует сам Островский, «Дмитрий Самозванец…» — «плод пятнадцатилетней опытности и долговременного изучения источников». Написанная белым стихом пьеса Островского в определенной степени продолжает пушкинского "Бориса Годунова". Во всяком случае хронологически. Среди действующих лиц — реальные исторические персонажи: Василий IV Иванович Шуйский (бывший царем с 1606 по 1610 годы); Дмитрий Иванович — Лжедмитрий I, самозванец; князь Фёдор Иванович Мстиславский; князь Василий Васильевич Голицын.
Василий Шуйский
- Ну нет, не чернецом он смотрит...
- Ошиблись мы с Борисом. Монастырской
- Повадки в нем не видно. Речи быстры
- И дерзостны, и поступью проворен,
- Войнолюбив и смел, очами зорок,
- Орудует доспехом чище ляхов
- И на коня взлетает, как татарин;
- А чернеца не скоро ты обучишь
- Вертеть конем ногайским или саблей.
<...>
Дмитрий
- Мне Бог вручил московскую державу
- И возвратил родительский престол.
- От юных лет невидимою силой
- Я сохранен для царского венца.
- Изгнанником безвестным я покинул
- Родной земли пределы -- возвращаюсь
- Непобедимым цесарем, карая
- Врагов своих и милуя покорных.
- И радостно вступаю в отчий дом
- Творить и суд и милость. Вам, бояре,
- Мы скажем завтра жалованье наше.
- Сегодня пир; гостей иноплеменных
- Мы удивим московским хлебосольством.
- (1865-1867 годы)
3. Кондратий Рылеев "Иван Сусанин" (1612)
Кондратий Фёдорович Рылеев — русский поэт, один из пяти казнённых руководителей Декабристского восстания 1825 года, посвятил Ивану Сусанину "думу" — стихотворение из сборника (21 стихотворение) патриотического содержания на исторические темы.
- «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
- Сусанину с сердцем вскричали враги: —
- Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
- Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
- Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
- Но тем Михаила тебе не спасти!
- <...>
- «Злодей! — закричали враги, закипев, —
- Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
- Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
- И радостно гибнет за правое дело!
- Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
- Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
- «Умри же! — сарматы герою вскричали,
- И сабли над старцем, свистя, засверкали! —
- Погибни, предатель! Конец твой настал!»
- И твердый Сусанин весь в язвах упал!
- Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
- Она для России спасла Михаила!
- (1822 год)
4. Михаил Загоскин «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»
Произведение Михаила Загоскина высоко ценили и Пушкин, и Белинский, и Гоголь. Действие романа происходит на фоне русско-польской войны, с конца 1611 года по конец 1612 год. Для написания романа Загоскин изучал «Историю государства Российского» Карамзина и «Опыт повествования о древностях русских» Успенского, а также летописи и сочинения русских авторов XVII века: в их числе, например, «Сказание» келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына об обороне лавры во время осады её поляками. Среди героев есть как вымышленные (к ним относится и заглавный Юрий Милославский), так и реальные исторические персонажи, в том числе Минин и Пожарский, организаторы и руководители народного ополчения, осенью 1612 года освободившего Москву от польской оккупации.
"Нет, любовь к отечеству не земное чувство! Оно слабый, но верный отголосок непреодолимой любви к тому безвестному отечеству, о котором, не постигая сами тоски своей, мы скорбим и тоскуем почти со дня рождения нашего!"
"... быть может, внуки наши обнимут поляков, как родных братьев, и два сильнейшие поколения древних владык всего севера сольются в один великий и непобедимый народ!" (1829 год)
5. Гавриил Державин «Пожарской, или Освобождение Москвы» (1611)
Пожарский был одним из любимых исторических героев Державина — именно он возглавил Второе ополчение, которое изгнало интервентов из Москвы — разбил врага, организовал выборы нового царя, по существу положив начало династии. Державин написал эпитафию «На гроб Пожарского», задумал поэму о Пожарском (написал только несколько отрывков); посвятил оду «На коварство во время возмущения французов, к чести князя Дмитрия Михайловича Пожарского, яко укротителя междоусобия и утвердителя монаршей власти»; и в 1805 г. — «героическое представление» «Пожарской, или Освобождение Москвы». В обращении «К читателю», приложенном к этой пьесе, Державин почти дословно повторяет характеристику князя Пожарского, из оды «На коварство»: «Когда Пожарской, пренебрегши свое спокойствие и несмотря на раны свои, в смутное время принял на себя главное предводительство собранного войска; не поступил по тогдашним обычаям жестоко со злодеями, на убивство его покушавшимися … — то не был ли он Герой высшей степени, человек самый добродетельный, великий, каковых мало история представляет и каковым я его представляю, придав ему слабости, не победя которых, никто великим почитаться не может?»
- <...>"Который бы в боях сражался
- Лишь спасть народ, царя от бед;
- Перунами не возвышался,
- Отнес к другим весь звук побед;
- Красой и златом не был пленным,
- Простил убийцам обличенным,
- Сокрыту зависть наградил;
- Не вняв к себе народа клику,
- Избрал достойного владыку
- И над собою воцарил…
- (1789, 1790 годы)
6. Алексей Константинович Толстой "Ночь перед приступом" (1608)
В стихотворении описана осада Троице-Сергиевой лавры войсками во время польской интервенции, целью которой было возведение на русский престол Лжедимитрия II. Осада началась осенью 1608 г. и продолжалась шестнадцать месяцев, но все штурмы были отбиты. Источником «Ночи перед приступом» является «Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы» келаря этого монастыря, возможно, в пересказе Карамзина.
- Поляки ночью тёмною
- Пред самым Покровом,
- С дружиною наёмною
- Сидят перед огнём.
- <...>
- Монахи с верой пламенной
- Во тьму вперили взор,
- Вокруг твердыни каменной
- Ведут ночной дозор.
- (1840-e годы)
7. Александр Островский «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1612)
«Драматическая хроника в пяти действиях, с эпилогом, в стихах» посвящена второму главному герою Второго ополчения 1611—1612 годов, эпохи Смутного времени в Русском государстве, Козьме Минину. Материалом для Островский избрал не просто историю освобождения Руси от поляков, но сюжет исторической драмы Нестора Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла», поставленной в Александринском театре в Петербурге 15 января 1834 г. Время действия – 8 месяцев (с августа 1611-го до марта 1612 г., времени выхода ополчения из Нижнего Новгорода. В начале 1862 г. И. С. Тургенев, живший в Париже. «бомбардирует» петербургских приятелей просьбами поскорее прислать ему новую, только что напечатанную в «Современнике» хронику А. Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»: «Чрезвычайно меня интересует «Минин» Островского; пожалуйста, сообщите мне Ваше впечатление. Новая, смелая попытка! Дай бог, чтобы она увенчалась успехом! Но если даже и будет неудача, я все-таки уверен, что неудача Островского может быть интереснее удачи многих других». Вождём, выросшим из народной гущи, впитавшим в себя все народные чаяния и надежды, осознаёт себя Минин. Взгляды Островского, нашедшие отражение в хронике, послужили причиной запрещения её постановки на сцене.
Пожарский
- Нижегородцы! Мы за вас идем
- С врагами биться, жизни не жалея;
- А вы всещедрого молите Бога,
- Чтобы Московское нам государство
- В соединенье видеть, как и прежде,
- Как при великих государях было;
- Кровопролитье б в людях перестало;
- А видеть бы покой и тишину,
- Как и доселе было в государстве.
Минин
- Друзья нижегородцы! Ваше войско
- Пошло к Москве! Его вы снарядили
- И проводили. Буде Бог пошлет,
- И нашим подвигом мы Русь избавим,
- Великую от Бога примем милость
- За избавленье христианских душ;
- И во вся роды, в будущие веки,
- К навечной похвале нам учинится,
- На славу нам, и на помин душ наших.
- (1861-1866 годы).
8. Максимилиан Волошин "Дметриус Император" (1591—1613)
Советскую власть Волошин принять однозначно не смог, в стихах и поэмах «Бойня», «Террор», «Дметриус-император», «Красная пасха» и других он явственно проводил параллели между событиями 1917-го и Смутным временем.
- По Руси что ветер засвистал,
- Освещал свой путь двойной луною,
- Пасолнцы на небе засвечал.
- Шестернёю в полночь над Москвою
- Мчал, бичом по маковкам хлестал.
- Вихрь-витной, гулял я в ратном поле,
- На московском венчанный престоле
- Древним Мономаховым венцом,
- С белой панной — с лебедью — с Мариной
- Я — живой и мёртвый, но единый —
- Обручался заклятым кольцом.
- Но Москва дыхнула дыхом злобным —
- Мёртвый я лежал на месте Лобном
- В чёрной маске, с дудкою в руке,
- А вокруг — вблизи и вдалеке —
- Огоньки болотные горели,
- Бубны били, плакали сопели,
- Песни пели бесы на реке…
- (19 декабря 1917, Коктебель)
9. Марина Цветаева "Марина"
Марина Мнишек — дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, первая женщина, коронованная в России. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени. Марина Мнишек — центральный персонаж трагедии Пушкина «Борис Годунов». Судьба Мнишек нашла отражение в русских народных песнях, в художественных произведениях — драма Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла», драматическая хроника А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», поэма Велимира Хлебникова «Марина Мнишек», стихотворение Цветаевой «Димитрий! Марина! В мире…». Цветаева сочувственно воспринимала действия своей тезки, о чем свидетельствует запись, сделанная еще в 1921 г.: «Чего искала Марина Мнишек?…Власти несомненно, но — какой? Законной или незаконной? <…> С грустью думаю, что искала она первой, но если бы я писала ее историю…». У зрелой Цветаевой, утратившей первичный романтизм, оценка Мнишек меняется:
- Трем Самозванцам жена,
- Мнишка надменного дочь,
- Ты—гордецу своему
- Не родившая сына…
- В простоволосости сна
- В гулкий оконный пролет
- Ты гордецу своему
- Не махнувшая следом.
- На роковой площади
- От оплеух и плевков
- Ты гордеца своего
- Не покрывшая телом.
- В маске дурацкой лежал,
- С дудкой кровавой во рту,
- — Ты, гордецу своему
- Не отершая пота…
- Своекорыстная кровь! –
- Проклята, проклята будь
- Ты—Лжедимитрию смогшая быть Лжемариной!
- («Марина» 1921)