03.11.2024

Герои и антигерои Смутного времени в русской литературе

Смутное время — сложнейший и важнейший период русской истории; именно тогда были заложены многие основы того, что мы называем "русской жизнью" и "российским менталитетом".

Начиная с 2005 года драматические события начала ноября (конца октября по старому стилю) 1612 года, завершившиеся тем, что народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского изгнало из Кремля захвативших его чужестранцев и в конечном итоге восстановило монархию во главе с новой династией Романовых (избранной, между прочим, на "съезде народных депутатов" того времени — Земском соборе), отмечается в России как День народного единства — главный государственный гражданский праздник.

Смутное время (1598 - 1618) — и в самом деле сложнейший и важнейший период русской истории; именно тогда были заложены многие основы того, что мы называем "русской жизнью" и "российским менталитетом". Неудивительно, что яркие герои (и не менее яркие антигерои) Смутного времени всегда привлекали внимание русских писателей и драматургов — начиная с XVIII века и до наших дней.

Пример того, как это выходит у современных сочинителей, доступен по ссылке, в здесь мы решили напомнить несколько классических произведений. Среди их героев — Борис Годунов, Григорий Отрепьев, Шуйские, лжедмитрии, Марина Мнишек, Иван Сусанин и — главные герои Народного ополчения, победившего оккупацию — Минин и Пожарский.

1. А.С.Пушкин "Борис Годунов" (1605)

«Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве» — историческая драма Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское. «Борис Годунов» был написан под влиянием чтения «Истории государства Российского», и посвящён периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. Действующие лица - Борис Годунов, Григорий Отрепьев, князь Шуйский, Петр Басманов, Марина Мнишек.

Иллюстрация Б. В. Зворыкина (1925) к "Борису Годунову"

Марина

  • Димитрий ты и быть иным не можешь;
  • Другого мне любить нельзя.

Самозванец

  • Нет! полно:
  • Я не хочу делиться с мертвецом
  • Любовницей, ему принадлежащей.
  • Нет, полно мне притворствовать! скажу
  • Всю истину; так знай же: твой Димитрий
  • Давно погиб, зарыт — и не воскреснет;
  • А хочешь ли ты знать, кто я таков?
  • Изволь, скажу: я бедный черноризец;
  • Монашеской неволею скучая,
  • Под клобуком, свой замысел отважный
  • Обдумал я, готовил миру чудо —
  • И наконец из келии бежал
  • К украинцам, в их буйные курени,
  • Владеть конем и саблей научился;
  • Явился к вам; Димитрием назвался
  • И поляков безмозглых обманул.
  • Что скажешь ты, надменная Марина?
  • Довольна ль ты признанием моим?
  • Что ж ты молчишь?
  • (1825 год)

2. Александр Островский "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1605-1606)

Островский приступил к работе над «Дмитрием Самозванцем…» в начале февраля 1866 года. Как свидетельствует сам Островский, «Дмитрий Самозванец…» — «плод пятнадцатилетней опытности и долговременного изучения источников». Написанная белым стихом пьеса Островского в определенной степени продолжает пушкинского "Бориса Годунова". Во всяком случае хронологически. Среди действующих лиц — реальные исторические персонажи: Василий IV Иванович Шуйский (бывший царем с 1606 по 1610 годы); Дмитрий Иванович — Лжедмитрий I, самозванец; князь Фёдор Иванович Мстиславский; князь Василий Васильевич Голицын.

Василий Шуйский

  • Ну нет, не чернецом он смотрит...
  • Ошиблись мы с Борисом. Монастырской
  • Повадки в нем не видно. Речи быстры
  • И дерзостны, и поступью проворен,
  • Войнолюбив и смел, очами зорок,
  • Орудует доспехом чище ляхов
  • И на коня взлетает, как татарин;
  • А чернеца не скоро ты обучишь
  • Вертеть конем ногайским или саблей.

<...>

Дмитрий

  • Мне Бог вручил московскую державу
  • И возвратил родительский престол.
  • От юных лет невидимою силой
  • Я сохранен для царского венца.
  • Изгнанником безвестным я покинул
  • Родной земли пределы -- возвращаюсь
  • Непобедимым цесарем, карая
  • Врагов своих и милуя покорных.
  • И радостно вступаю в отчий дом
  • Творить и суд и милость. Вам, бояре,
  • Мы скажем завтра жалованье наше.
  • Сегодня пир; гостей иноплеменных
  • Мы удивим московским хлебосольством.
  • (1865-1867 годы)

3. Кондратий Рылеев "Иван Сусанин" (1612)

Кондратий Фёдорович Рылеев — русский поэт, один из пяти казнённых руководителей Декабристского восстания 1825 года, посвятил Ивану Сусанину "думу" — стихотворение из сборника (21 стихотворение) патриотического содержания на исторические темы.

  • «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
  • Сусанину с сердцем вскричали враги: —
  • Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
  • Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
  • Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
  • Но тем Михаила тебе не спасти!
  • <...>
  • «Злодей! — закричали враги, закипев, —
  • Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
  • Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
  • И радостно гибнет за правое дело!
  • Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
  • Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

  • «Умри же! — сарматы герою вскричали,
  • И сабли над старцем, свистя, засверкали! —
  • Погибни, предатель! Конец твой настал!»
  • И твердый Сусанин весь в язвах упал!
  • Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
  • Она для России спасла Михаила!
  • (1822 год)
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину в Костроме (1851—1918)

4. Михаил Загоскин «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»

Произведение Михаила Загоскина высоко ценили и Пушкин, и Белинский, и Гоголь. Действие романа происходит на фоне русско-польской войны, с конца 1611 года по конец 1612 год. Для написания романа Загоскин изучал «Историю государства Российского» Карамзина и «Опыт повествования о древностях русских» Успенского, а также летописи и сочинения русских авторов XVII века: в их числе, например, «Сказание» келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына об обороне лавры во время осады её поляками. Среди героев есть как вымышленные (к ним относится и заглавный Юрий Милославский), так и реальные исторические персонажи, в том числе Минин и Пожарский, организаторы и руководители народного ополчения, осенью 1612 года освободившего Москву от польской оккупации.

"Нет, любовь к отечеству не земное чувство! Оно слабый, но верный отголосок непреодолимой любви к тому безвестному отечеству, о котором, не постигая сами тоски своей, мы скорбим и тоскуем почти со дня рождения нашего!"

"... быть может, внуки наши обнимут поляков, как родных братьев, и два сильнейшие поколения древних владык всего севера сольются в один великий и непобедимый народ!" (1829 год)

5. Гавриил Державин «Пожарской, или Освобождение Москвы» (1611)

Пожарский был одним из любимых исторических героев Державина — именно он возглавил Второе ополчение, которое изгнало интервентов из Москвы — разбил врага, организовал выборы нового царя, по существу положив начало династии. Державин написал эпитафию «На гроб Пожарского», задумал поэму о Пожарском (написал только несколько отрывков); посвятил оду «На коварство во время возмущения французов, к чести князя Дмитрия Михайловича Пожарского, яко укротителя междоусобия и утвердителя монаршей власти»; и в 1805 г. — «героическое представление» «Пожарской, или Освобождение Москвы». В обращении «К читателю», приложенном к этой пьесе, Державин почти дословно повторяет характеристику князя Пожарского, из оды «На коварство»: «Когда Пожарской, пренебрегши свое спокойствие и несмотря на раны свои, в смутное время принял на себя главное предводительство собранного войска; не поступил по тогдашним обычаям жестоко со злодеями, на убивство его покушавшимися … — то не был ли он Герой высшей степени, человек самый добродетельный, великий, каковых мало история представляет и каковым я его представляю, придав ему слабости, не победя которых, никто великим почитаться не может?»

  • <...>"Который бы в боях сражался
  • Лишь спасть народ, царя от бед;
  • Перунами не возвышался,
  • Отнес к другим весь звук побед;
  • Красой и златом не был пленным,
  • Простил убийцам обличенным,
  • Сокрыту зависть наградил;
  • Не вняв к себе народа клику,
  • Избрал достойного владыку
  • И над собою воцарил…
  • (1789, 1790 годы)

Котарбинский В. А. «Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов», 1882

6. Алексей Константинович Толстой "Ночь перед приступом" (1608)

В стихотворении описана осада Троице-Сергиевой лавры войсками во время польской интервенции, целью которой было возведение на русский престол Лжедимитрия II. Осада началась осенью 1608 г. и продолжалась шестнадцать месяцев, но все штурмы были отбиты. Источником «Ночи перед приступом» является «Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы» келаря этого монастыря, возможно, в пересказе Карамзина.

  • Поляки ночью тёмною
  • Пред самым Покровом,
  • С дружиною наёмною
  • Сидят перед огнём.
  • <...>
  • Монахи с верой пламенной
  • Во тьму вперили взор,
  • Вокруг твердыни каменной
  • Ведут ночной дозор.
  • (1840-e годы)
Картина «Осада Троицко–Сергиевской лавры». 1891 г. Автор – В.П. Верещагин

7. Александр Островский «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1612)

«Драматическая хроника в пяти действиях, с эпилогом, в стихах» посвящена второму главному герою Второго ополчения 1611—1612 годов, эпохи Смутного времени в Русском государстве, Козьме Минину. Материалом для Островский избрал не просто историю освобождения Руси от поляков, но сюжет исторической драмы Нестора Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла», поставленной в Александринском театре в Петербурге 15 января 1834 г. Время действия – 8 месяцев (с августа 1611-го до марта 1612 г., времени выхода ополчения из Нижнего Новгорода. В начале 1862 г. И. С. Тургенев, живший в Париже. «бомбардирует» петербургских приятелей просьбами поскорее прислать ему новую, только что напечатанную в «Современнике» хронику А. Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»: «Чрезвычайно меня интересует «Минин» Островского; пожалуйста, сообщите мне Ваше впечатление. Новая, смелая попытка! Дай бог, чтобы она увенчалась успехом! Но если даже и будет неудача, я все-таки уверен, что неудача Островского может быть интереснее удачи многих других». Вождём, выросшим из народной гущи, впитавшим в себя все народные чаяния и надежды, осознаёт себя Минин. Взгляды Островского, нашедшие отражение в хронике, послужили причиной запрещения её постановки на сцене.

Пожарский

  • Нижегородцы! Мы за вас идем
  • С врагами биться, жизни не жалея;
  • А вы всещедрого молите Бога,
  • Чтобы Московское нам государство
  • В соединенье видеть, как и прежде,
  • Как при великих государях было;
  • Кровопролитье б в людях перестало;
  • А видеть бы покой и тишину,
  • Как и доселе было в государстве.

Минин

  • Друзья нижегородцы! Ваше войско
  • Пошло к Москве! Его вы снарядили
  • И проводили. Буде Бог пошлет,
  • И нашим подвигом мы Русь избавим,
  • Великую от Бога примем милость
  • За избавленье христианских душ;
  • И во вся роды, в будущие веки,
  • К навечной похвале нам учинится,
  • На славу нам, и на помин душ наших.
  • (1861-1866 годы).

М. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году.

8. Максимилиан Волошин "Дметриус Император" (1591—1613)

Советскую власть Волошин принять однозначно не смог, в стихах и поэмах «Бойня», «Террор», «Дметриус-император», «Красная пасха» и других он явственно проводил параллели между событиями 1917-го и Смутным временем.

  • По Руси что ветер засвистал,
  • Освещал свой путь двойной луною,
  • Пасолнцы на небе засвечал.
  • Шестернёю в полночь над Москвою
  • Мчал, бичом по маковкам хлестал.
  • Вихрь-витной, гулял я в ратном поле,
  • На московском венчанный престоле
  • Древним Мономаховым венцом,
  • С белой панной — с лебедью — с Мариной
  • Я — живой и мёртвый, но единый —
  • Обручался заклятым кольцом.
  • Но Москва дыхнула дыхом злобным —
  • Мёртвый я лежал на месте Лобном
  • В чёрной маске, с дудкою в руке,
  • А вокруг — вблизи и вдалеке —
  • Огоньки болотные горели,
  • Бубны били, плакали сопели,
  • Песни пели бесы на реке…
  • (19 декабря 1917, Коктебель)

9. Марина Цветаева "Марина"

Марина Мнишек — дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, первая женщина, коронованная в России. Активно участвовала во всех основных событиях Смутного времени. Марина Мнишек — центральный персонаж трагедии Пушкина «Борис Годунов». Судьба Мнишек нашла отражение в русских народных песнях, в художественных произведениях — драма Н. В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла», драматическая хроника А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», поэма Велимира Хлебникова «Марина Мнишек», стихотворение Цветаевой «Димитрий! Марина! В мире…». Цветаева сочувственно воспринимала действия своей тезки, о чем свидетельствует запись, сделанная еще в 1921 г.: «Чего искала Марина Мнишек?…Власти несомненно, но — какой? Законной или незаконной? <…> С грустью думаю, что искала она первой, но если бы я писала ее историю…». У зрелой Цветаевой, утратившей первичный романтизм, оценка Мнишек меняется:

  • Трем Самозванцам жена,
  • Мнишка надменного дочь,
  • Ты—гордецу своему
  • Не родившая сына…
  • В простоволосости сна
  • В гулкий оконный пролет
  • Ты гордецу своему
  • Не махнувшая следом.
  • На роковой площади
  • От оплеух и плевков
  • Ты гордеца своего
  • Не покрывшая телом.
  • В маске дурацкой лежал,
  • С дудкой кровавой во рту,
  • — Ты, гордецу своему
  • Не отершая пота…
  • Своекорыстная кровь! –
  • Проклята, проклята будь
  • Ты—Лжедимитрию смогшая быть Лжемариной!
  • («Марина» 1921)
Микешин Михаил Осипович. «Пленение Марины Мнишек», 1860 год