Аркадий Тимофеевич Аверченко (15 [27] марта 1880[2], Севастополь — 12 марта 1925, Прага) — русский писатель, сатирик, драматург и театральный критик, редактор журналов «Сатирикон» (1908—1913) и «Новый Сатирикон» (1913—1918).
О первых годах жизни, отрочества и юности Аркадия Аверченко мы знаем, по большей части, только из его собственных воспоминаний. Автобиография, отправленная им известному историку литературы Семёну Афанасьевичу Венгерову в начале 1910 года, начиналась так: «Имя моё — Аркадий Тимофеевич Аверченко. Родился в Севастополе 1881 года, 15 марта. Вероисповедания — православного. Отец был купцом, мать из мещан. Историю моего рода за недостаточностью данных проследить трудно. Известно только, что дед мой (по матери) был атаманом шайки разбойников, держал под Полтавой постоялый двор и без всякого зазрения совести грабил проезжих по большой дороге. Мать моя — добрая, кроткая женщина — вспоминает об этом с ужасом… Мой отец был очень хорошим человеком, но крайне плохим купцом. Сочетание этих двух свойств привело к тому, что он совершенно разорился к тому времени, когда мне исполнилось 10 лет… Поэтому учиться пришлось дома, с помощью старших сестёр — довольно скудно… Будучи пятнадцатилетним застенчивым мальчишкой, попал на Брянский каменно-уг<ольный> рудник (около Луганска) писцом и служил в ужасной, кошмарной обстановке безвыходной ямы — три года».

Аудио. Аркадий Аверченко. «Продувной мальчишка». Рождественский рассказ
Вполне очевидно, что подобная жизнь оставляла мало надежд на будущее. Обстановка, в которой оказался юный мальчишка, едва ли давала сколько-нибудь поводов для смеха, но отголоски этих детских и юношеских впечатлений будут звучать во многих рассказах Аверченко, читать которые прежде всего — грустно: «Если сказать правду, то рудничный поселок «Исаевский» считался первым среди других поселков — по числу и разнообразию развлечений. Жаловаться было нечего: каждая неделя приносила что-нибудь новое. То конторщик Паланкинов запьет и в пьяном виде получит выговор от директора, то штейгерова корова сбесится, то свиньи съедят сынишку кухарки чертежника… А однажды рудничный врач, в пьяном виде, отрезал рабочему совсем не ту ногу, которую следовало» (из рассказа «Молния»).
В конце концов будущий писатель переезжает в Харьков, где в 1903 году начинает свою литературную деятельность: 31 октября в газете «Южный край» был опубликован его первый рассказ. Окончательно самоопределиться как профессиональному литератору и журналисту Аверченко помогла первая русская революция, которая вызвала небывалый доселе спрос на обличительную и сатирическую литературу. Аркадий Тимофеевич становится редактором успешного харьковского журнала сатиры и юмористики с рисунками — «Штыка». При этом увлёкшийся молодой литератор совершенно забрасывает службу: «…лихорадочно писал я, рисовал карикатуры, редактировал и корректировал, и на девятом номере дорисовался до того, что генерал-губернатор Пешков оштрафовал меня на 500 рублей, мечтая, что я немедленно заплачу из карманных денег. Я отказался по многим причинам, главные из которых были: отсутствие денег». Во многом по этой причине Аверченко в конце концов отправился в Петербург.
После грозного «Штыка» в Северной столице ему пришлось довольствоваться беззубой «Стрекозой» М.Г. Корнфельда. Это был слабенький, терявший подписчиков журнальчик, который нигде уже и не читали, кроме как в пивных. Впрочем, «Вот именно в пивной лавке на углу Чернышова переулка и Фонтанки, — замечал позднее Куприн, — где обычно заседали старые писари, специалисты писать на высочайшее имя и где весьма искусно варили раков, там я прочитал впервые в «Стрекозе» один из прелестных маленьких рассказов Аверченко, а прочитав, взволновался, умилился, рассмеялся и обрадовался...»

Неглавный писатель. Аркадий Аверченко
В 1907 году «Стрекозу» реформировали в «Сатирикон», который стал неотъемлемой и едва ли не самой важной частью творчества Аверченко. Манифест сатириконцев, в написании которого Аркадий принимал активное участие, гласил: «Мы будем хлёстко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической общественной жизни. Смех, ужасно ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием». Здесь проявилась уникальная способность Аверченко-редактора — редкое умение объединить вокруг общего дела истинные таланты. В «Сатириконе» среди прочих работали художники: Н. Ремизов, А. Бенуа, Л. Бакст, И. Билибин; юмористы — Тэффи и О. Дымов; поэты — Саша Чёрный, О. Мандельштам, В. Маяковский; прозаики — А. Куприн, А. Толстой, А. Грин. Эти имена говорят сами за себя. Аверченко любил и уважал авторскую свободу, а потому никогда не правил чужих рукописей и не требовал никаких переделок: «Пусть сами за себя отвечают». Мощь журнала была так велика, что однажды губернатор Ялты арестовал весь городской тираж журнала и велел его сжечь.

Путешествие во времени. Часть III. Аркадий Аверченко
Как автор в эти годы Аверченко был поистине вездесущ: под псевдонимами Медуза Горгона, Фальфстаф и Фома Опискин он выступал с передовицами и злободневными фельетонами, Волк давал юмористическую «мелочь», Ave писал о театрах, вернисажах, музыкальных вечерах и остроумно вёл знаменитый «Почтовый ящик». И лишь рассказы автор подписывал своей фамилией.
В 1910 году вышли три первых сборника Аркадия Аверченко: «Юмористические рассказы», «Веселые устрицы» и «Зайчики на стене». К сатирику, чьи рассказы вызывали улыбку у самых серьёзных читателей, быстро пришло широкое признание публики, критики называли его русским Марком Твеном за откровенный смех и буффонадность стиля, а слава и успех, казалось, окутали писателя совершенно непроницаемой завесой для любых неудач.

Чистокровный юморист. Аркадий Аверченко
А затем случилась Февральская революция, которую Аверченко воспринял как обман рабочего человека и которая в результате привела его к тому, что он сам называл «кубарем по Европе». После запрещения журнала в 1918 году Аркадий Тимофеевич, спасаясь от ареста, уехал в Крым, откуда, пройдя через довольно короткий и неудачный опыт газетной работы (он издавал газету «Юг России»), эмигрировал через Константинополь в Прагу. Активности и работоспособности писатель не терял, его рассказы печатались в Берлине, Праге, Варшаве, Париже, но стали они, к сожалению, уже совсем другими. Литературовед О.Н. Михайлов, пропагандист творчества русских писателей первой эмиграции, отмечал, что в поздних рассказах Аверченко возникает трагическая нота, усиленная сознанием оторванности от родины, невозможности полнокровно творить вне родного языка и привычного быта. «Он был болен давно, – вспоминал об Аверченко тех лет журналист Лев Максим. —В последний раз, когда мы виделись… он жаловался мне: “Тяжело как-то стало писать… Не пишется. Как будто не на настоящем стою…”»

Скамья литераторов
12 марта 1925 года, не дожив двух недель до своего 45-летия, в пражской городской больнице Аркадий Аверченко скончался после продолжительной и тяжёлой болезни.
«Неожиданная кончина широко популярного писателя-юмориста, так преждевременно ушедшего из жизни, еще теснее смыкает круг русской писательской семьи, — с тоской писал в некрологе Саша Чёрный. — Кто бы ни ушел из тех немногих, кто привлекал к себе внимание за последние десятилетия, — поэт ли, прозаик, драматург, — смены нет и не видно.
<…> Мы надеемся, что избранные его рассказы, собранные внимательной рукой и связанные вместе, не залежатся на книжных складах и будут лучшей данью памяти жизнерадостного писателя и человека, который вне всяких теорий словесности простаком-самоучкой пришел в литературу и всем нам подарил немало веселых минут».
* * *

«Ниночка». Аркадий Аверченко
Материалы фонда А.Т. Аверченко поступали в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) поэтапно: впервые в 1941 году в небольшом объёме, всего несколько документов, затем в 1946 году из ЦГАОРА и, наконец, третье, самое значительное поступление, содержащее творческую часть архива и переписку, пришло из-за границы от Л. Гринберга в 1966 году.
Рукописи писателя, часть которых относится к дореволюционному периоду, составляют основную и наиболее интересную часть фонда и с достаточной полнотой характеризуют развитие творчества Аверченко на разных этапах.
Также в фонде хранятся переводы произведений; записные книжки с набросками тем и перечнями рукописей; переписки 1921—1925 гг.; материалы биографии и литературной деятельности; статьи, рецензии и заметки о писателе; материалы по разделу наследства и фотографии.
Источник Год Литературы